28 июля православная Церковь чтит память святого равноапостольного князя Владимира.

 

28 июля 2020 года, Равноап. вел. князя Владимира, во Святом Крещении Василия (1015), протоиерей Владимир Сазонов совершил Божественную литургию в кафедральном Свято-Вознесенском соборе.Ему сослужил иерей Александр Мараховец

Патриарх Московский и вся Руси Кирилл благословил 28 июля в День крещения Руси звонить в колокола всех храмов Русской православной церкви: «28 июля 2020 года, в День крещения Руси, во всех храмах Русской православной церкви в рамках акции «Слава тебе, Боже!» будет совершен колокольный звон», колокола будут звонить в полдень по местному времени.


«В течение последних восьми лет данная акция была включена в программу мероприятий, приуроченных к празднованию Дня крещения Руси. Впервые единовременный перезвон объединил православные храмы и монастыри России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана и ряда других стран в 2012 году».

Пожалуй, каждому известно, что этот правитель, уверовав во Христа, крестил языческую Русь, но далеко не всем ведома глубина преображения, произошедшего в его душе с принятием истинной веры.
.
Агиографы никогда не скрывали прошлой жизни своих героев. Благодаря этому нам известны поступки преподобной Марии Египетской до ее пустынножительства и действия апостола Павла в ту пору, когда он был истовым гонителем христиан. Это делалось авторами Житий с определенной и благой целью – прославить Небесного Отца, одевающего бывшего грешника в одежду добродетели. В этот памятный день должно и нам обратиться к воспоминаниям о языческом заблуждении равноапостольного князя Владимира, чтобы тем сильнее прославилось Имя Божие и святых Его.
.
До христианства будущий креститель Руси был жестокосердным и женолюбивым. В «Повести временных лет» под 980 годом содержится рассказ о том, как, собрав большую дружину, Владимир расправился с полоцким князем Рогволдом, дочь которого хотел взять себе в жены: «И напал Владимир на Полоцк и убил Рогволода и двух его сыновей». Не более милостив был «просветитель россов» и к своему единокровному брату, которого из политических соображений нанятые Владимиром варяги умертвили, подняв на мечи. После вокняжения в Киеве ярый язычник, он первым делом поставил идолов во главе с богом войны Перуном, которым приносились и человеческие жертвы. Хорошо известна история о гибели христианских варягов Федора и сына его Иоанна, на которых пал суровый боярский жребий. Владимир же подобно Савлу, стерегущему одежды убийц первомученика Стефана, потворствовал убийству святых. Средневековые писатели утверждают, что мученическая смерть варягов не прошла бесследно: мучимый совестью правитель-язычник задумался о правильности своего жизненного пути.
.
И спустя некоторое время Владимир принимает крещение. Тотчас по принятии таинства бывший идолослужитель показывает глубину христианских добродетелей, одной из которых является святое послушание. Все совершаемое им совершается не иначе как с отеческого благословения правящего митрополита. Под 990 годом в Никоновской летописи находим характерное замечание: «Тогда же преосвященный Михаил митрополит Киевский и всея Руси совещался с сыном своим, с князем Владимиром, как наипаче утвердить православную веру»… Между тем, послушание князя не было безрассудным. И когда к концу его правления умножились разбои на Руси, и некоторые епископы стали предлагать Владимиру как облеченному властью свыше казнить разбойников, он уклонился от этого, ответив: «Боюся греха».
Более же всех иных добродетелей прославился святой милосердием. Автор «Памяти князю Владимиру» средневековый писатель монах Иаков пишет об этом так: «Не могу описать многие его милости – милосердие проявлял не только в доме своем, но и по всему городу, не только в Киеве одном, но и по всей земле Русской. И в городах, и в селах, везде оказывал милосердие, нагих одевая, голодных кормя, жаждущих поя, странствующим покой давая; церковников чтя, и любя, и милуя, подавал им нужное, нищих и сирот, и вдовиц, и слепых, и хромых, и страждущих, всех миловал, и одевал, и кормил, и поил». Если же кто из немощных или старых не мог дойти до княжеского двора, блаженный князь «к ним домой посылал и все, что нужно, давал».
Велики заслуги князя Владимира и как просветителя. При нем Русь отвергает тьму язычества («храмы и жертвенники идольские всюду раскопал и посек, и идолов сокрушил») и сподобляется света Истинной Правды; строятся храмы, открываются первые школы, отроки отдаются на ученье книжное.
Все мы, православные, любим и чтим «крестителя Руси», но особенно чтит его тот, кто любит и знает цену истинному покаянию, способному из лютого «зверя» сделать кроткого и послушного раба Христова. Как говорил о себе блаженный Владимир: «Как зверь был, в язычестве много зла творил…, но Ты меня благодатью своей укротил и научил. Слава тебе, Боже, в Троице славимый, Отец, и Сын, и Дух Святой!»

После завершения богуслкжения прихожане и духовенство поздравили протоиерея Владимира Сазонова с днем Ангела. Одному из старейших клириков Новоросийской епархии, первому настоятелю Свято-Вознесенского храма Геленджика, восстановившему его после разрухи и запустения богоборческого времени было приятно услышать добрые слова и пожелания.