О ПОЗДНЕИУДЕЙСКОЙ И РАННЕХРИСТИАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

16 июня 2019 года на традиционной еженедельной молодёжке в Свято-Вознесенском кафедральном соборе города Геленджик говорили о произведениях позднеиудейской и раннехристианской литературы, не вошедших в библейский канон.

Помощник благочинного округа по работе с молодёжью иерей Антоний Пульнов рассказывал молодёжи об «апокрифах», не признанных «богодухновенными» христианской Церковью и не вошедших в библейский канон. Они не вошли в Библию ввиду сомнительности их авторов, и недостаточного доказательства правдивости сюжета. Тем не менее эти книги остаются полезными, в роли дополнительной литературы к уже утверждённому законченному списку Писаний.

Некоторые новозаветные апокрифы были разрешены к чтению в Церкви, за неожиданную трактовку уже известных фактов об Иисусе, но большая часть запрещена из-за их явного расхождения с учением Апостолов. Особый колорит принадлежит сказаниям об Иисусе, где авторы хотели представить жизнь Иисуса в детстве, отрочестве, а также в период, который отсутствует в канонических евангелиях. Эти апокрифы появились позднее.

Апокалиптика — наиболее древний литературный жанр. Прежде чем вышел в свет, библейский апокалипсис Иоанна, в мире уже существовала масса древних и иудейских, таких как Апокалипсис Варуха, Книга Еноха, Видение Исаия, Апокалипсис Адама и др.

Интересное значение для Православной Церкви имеют апокрифы в плане влияния на литургию и жизни вообще. Например, отдельные элементы апокрифов, Введение во храм и Рождество Девы Марии, вошли в иконографию. Часть текстов из апокрифического Протоевангелия Иакова вошли в книгу о жизни святых отцов: Житие Святых и богослужебные книги Церкви (Октоих, Минею, Триодь), — стихир, канонов, седальнов и т.п.

После познавательной лекции слушатели задавали вопросы и обсуждали нюансы. А в конце встречи поздравили активиста #ВерностьГеленджик Георгия с Днём Рождения и наметили планы на миссионерскую акцию в День Святой Троицы.