Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

0
36

 

19 мая 2019 года, в Неделю 4-я по Пасхе, о расслабленном, в Свято-Вознесенском кафедральном соборе города-курорта Геленджик были совершены две Божественные литургии

протоиерей Михаил Смирнов — ранняя Литургия

благочинный собора иерей Антоний Пульнов — поздняя Литургия.

В сей день, в четвертую Неделю от Пасхи, совершаем воспоминание о расслабленном и празднуем это чудо соответственно его величию.

 

Слово Христа укрепляет расслабленного — так цели­тельно только одно это слово.

В сей день установлено праздновать чудо это, по­тому что Христос совершил его во время еврей­ской Пятидесятницы. Ибо, пришедши в Иерусалим на праздник, Он вошел в купальню, построенную Соломоном, при которой было пять крытых ходов и которая называлась Овечьей, потому что там мыли внутренности овец, закалаемых на жертву во святи­лище, а может быть, и потому что первый, кто входил в нее, когда однажды в год Ангелом возмущена в ней была вода, выздоравливал. Там Он находит чело­века, который за неимением, кто бы опустил его в во­ду, лежал тридцать восемь лет. Из этого мы познаем, в какой мере благое дело терпение и выносливость! А также и то, что, поелику предстояло установление крещения, очищающего всякий грех, Бог премудро устроил в Ветхом Завете совершать чудеса чрез во­ду, дабы когда откроется крещение, оно беспрепят­ственнее было принято. К сему-то расслабленному, по имени Иар, подходит Иисус и вопрошает, а он жа­луется на неимение человека, который бы ему помог. И Христос, заметив, до какой степени он изможден немощью, говорит: «Возьми постель твою и ходи»; он тотчас выздоравливает и, подняв одр на плечи, дабы событие не оказалось мнимо-мечтательным, идет с ним в дом. А как это было в субботу, то иудеи вос­прещали ему идти. Но он ссылался на Исцелившего, Который сказал ему идти, не зная между тем, Кто Он таков, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

Потом Иисус встретил его в храме и говорит ему: «Вот, ты выздоровел; не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Некоторые неправильно говорят, что Христос потому именно это сказал, будто расслаб­ленный имел впоследствии дать пощечину Иисусу, когда Он стоял перед первосвященником Каиафой, и что за это он наследует казнь в вечном огне, злейшей расслабления, и не тридцать восемь лет, но всегда бу­дет мучиться, а скорее, Господь указал на то, что не­мощь расслабления приключилась ему от грехов. Не всякая, однако, немощь происходит от грехов, но и от естественного недуга, от пресыщения и от нераде­ния (о здоровье) и от многих других причин. Расслаб­ленный, определенно узнав, что исцеливший его есть Иисус, дает об этом знать иудеям, они же, подстре­каемые мстительностью, искали убить Христа за то, что Он нарушил субботу. Он же им многое говорил, научая, что вполне законно оказывать благодеяние и в субботу и что Он именно и есть повелевший соблю­дать субботу, как равный Отцу, и как Отец доныне делает, так и Он.

Нужно принять к сведению, что этот расслаблен­ный есть иной, различный от расслабленного [о ко­тором говорится] у Матфея. Ибо последнее событие произошло в доме, где расслабленному прислуживали люди и он услышал: «Прощаются тебе грехи твои»; а это совершилось в притворе, и этот не имел человека, как говорит Святое Евангелие, и что он взял постель, как и тот. Празднуется же ныне потому, что это слу­чилось в Пятидесятницу, как и событие с самарянкой и слепым. Празднуем Фоме и мироносицам в удосто­верение воскресения Христова из мертвых, а прочие события до вознесения, потому что Он совершил их, хоть и в разное время, но только в течение еврейской Пятидесятницы, и то об этом упомянул почти только один Иоанн.

По безграничной милости Твоей, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Кондак Недели о расслабленном, глас 3
Ду́шу мою́, Го́споди, во гресе́х вся́ческих/ и безме́стными дея́ньми лю́те разсла́блену,/ воздви́гни Боже́ственным Твои́м предста́тельством,/ я́коже и разсла́бленнаго воздви́гл еси́ дре́вле,/ да зову́ Ти спаса́ем:// Ще́дрый, сла́ва, Христе́, держа́ве Твое́й.

Синаксари Цветной и Постной Триодей. Перевод с греческого М. Покровского. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008.

 

Фотоальбом: https://vk.com/soborgelendzik?z=album-97700237_262129314

Предыдущая статьяГеноцид греков Понта и Малой Азии: «Мы помним!»
Следующая статья«Последний» звонок в воскресной школе