30 августа 2020 года, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, в кафедральном Свято-Вознесенском соборе были совершены две Божественные литургии:

раннюю Литургию возглавил иерей Александр Мараховец,

позднюю Божественную литургию совершил благочинный Свято-Вознесенского собора города Геленджика иерей Антоний Пульнов

Прочитанный за Литургией евангельский отрывок о беседе Христа с богатым юношей (Мф. 19:16–26), в его святоотеческом истолковании, раскрывает важнейшую тему зависимости христианского возрастания человека от состояния его сердца.

АПОСТОЛ

1 Кор., 158 зач., XV, 1–11

Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бо́льшая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

ЕВАНГЕЛИЕ

Мф., 79 зач., XIX, 16–26

И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

Некий юноша, – как повествует об этом апостол и евангелист Матфей, – подойдя ко Спасителю, обратился к Нему с вопросом: «Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19:16). «Соблюди заповеди» (Мф. 19:17), – ответил ему на это Господь, и далее пояснил: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:18–19).

«Все это, – говорит юноша Христу, – сохранил я от юности моей». «Чего еще недостает мне?» – вопрошает он, показывая тем самым, что стремится к большему (Мф. 19:20). «Если хочешь быть совершенным, – отвечает ему тогда Господь, – пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). Но, «услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф. 19:22). Христос же, обращаясь к Своим ученикам, сказал: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:23–24).

«Но что это? – справедливо спросит всякий, слушающий слова Спасителя. – Неужели внешнее богатство само по себе препятствует человеку достичь Царства Божия?» Ведь и ученики Христа, как пишет об этом другой евангелист – апостол Марк, «ужаснулись от слов Его» (Мк. 10:24). И тогда Сам Господь с отеческой любовью поясняет: «Дети! Как трудно надеющимся на богатство войти в Царство Божие!» (Мк. 10:24). Вот в чем истинная причина скорби богатого юноши и его отхода от Христа?! Его сердце было крепко привязано к его имению, и именно поэтому последнее «служило препятствием к следованию за Ним», – поясняет монах Евфимий Зигабен.

«Господь разъясняет, – пишет священномученик Григорий (Лебедев), – что не в деньгах или вообще не во внешности самой по себе тут дело. Разве может быть грех в том, что у тебя в комнате будет лежать золото или какая-нибудь вещь? Греховна человеческая слабость, которая хочет вещью заполнить не только комнату, а самую жизнь, хочет вещью в жизни утвердиться и на вещи обосноваться, как на прочнейшей опоре».

Не богатство само по себе, но болезнь сердца, обращенного к нему, надеющегося на него, а потому и живущего им, а не Богом, становится для человека препятствием к христианскому преуспеянию и даже причиной его духовной смерти. Сердце человека «создано не для привязанности к чувственным благам, а для любви к Богу и для привязанности к благам духовным» (праведный Иоанн Кронштадтский).

Фотоальбом