Неделя 1-я Великого поста, Торжества Православия

17 марта 2019 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, в Свято-Вознесенском кафедральном соборе города-курорта Геленджик были совершены

20190317-DSC_0318

две Божественные литургии

20190317-DSC_0480

святителя Василия Великого и чин Торжества Православия:

20190317-DSC_0322

протоиерей Михаил Смирнов — ранняя Литургия,

20190317-DSC_0575

благочинный собора иерей Антоний Пульнов — поздняя Литургия.

20190317-DSC_0543

За богослужением молился епископ Виктор (Пьянков).

20190317-DSC_0472

Празднование Торжества Православия установлено Церковью в память о событии победы над иконоборчеством, которая ознаменовала собой победу над ложными учениями вообще. Последний иконоборческий император, Феофил, скончался 20 января 842 года (предание говорит о том, что в последние минуты своей жизни Феофил раскаялся в своем иконоборчестве, а впоследствии его жена, св. императрица Феодора, еще при его жизни отрицавшая иконоборческую ересь, через откровение во сне узнала о прощении своего мужа; см. об этом: Афиногенов Д.Е. Повесть о прощении императора Феофила и Торжество Православия. – М., 2003. (Scrinium Philocalicum; 4)), и этим закончилась эпоха т. н. второго иконоборчества – повторного гонения на св. иконы, начавшегося в 812 году, то есть спустя четверть века после первого иконоборчества, которое завершилось утверждением догмата об иконопочитании на VII Вселенском Соборе 787 года.

20190317-DSC_0464

Примерно год после смерти Феофила ушел на исправление церковной ситуации в империи – необходимо было избрать нового Константинопольского патриарха вместо иконоборца Иоанна Грамматика и устранить другие нестроения. Наконец, в марте 843 года Патриархом был торжественно провозглашен св. Мефодий, пострадавший за святые иконы исповедник, бывший некогда архидиаконом св. патриарха Никифора, также пострадавшего за иконопочитание.

Известие об избрании и поставлении православного патриарха вместо иконоборца очень воодушевило всех верных, которые с радостью собрались в главном храме Константинополя для всеобщей благодарственной молитвы. Это произошло 11 марта 843 года, в первое воскресенье Великого поста (вероятно, спустя неделю после поставления свт. Мефодия). Вот что пишет о ней анонимный византийский историк, в науке именуемый Продолжателем Феофана: «Получив Церковь, они [православные] отдали Святейшему Мефодию чин первосвященства и в первое воскресенье Святого поста вместе с самой госпожой [Феодорой] совершили всенощное песнопение в святом храме Всесвятой Богородицы во Влахернах, а утром с молениями отправились в Великий храм Слова Божия [константинопольский храм Св. Софии]. И восстановила Церковь свою красу, ибо вновь стали непорочно совершаться святые Таинства. И расцвела Православная Церковь и обновилась подобно орлу, согласно Писанию, а все еретики во всей вселенной подверглись унижению вместе с ересиархом» (пер. Я. Н. Любарского).

Перед Божественной Литургией состоялась торжественная процессия со святыми иконами по Константинополю. Предварять Литургию в праздничные дни процессией было в ту эпоху обычной практикой Константинопольской Церкви (см. об этом: Mateos J. La célébration de la Parole dans la Liturgie byzantine: Étude historique. – R., 1971 (Orientalia Christiana Analecta; 191)), но здесь эта процессия имела особый смысл – множество духовенства, монахов и мирян, участвовавших в ней, являло победу Православия над лжеучением, а преднесение участниками процесии святых икон утверждало догмат об иконопочитании. Вот что пишет об этой процессии-литии Никифор Каллист Ксанфопул, автор синаксарей Постной и Цветной Триоди: «Царица очень обрадовалась, послала к патриарху и повелела собрать весь народ с честными крестами и святыми иконами в Великую церковь, дабы вернуть в нее святые образа и возвестить всем новое Божие чудо. Вскоре, когда все собрались в церковь со свечами, пришла и царица с сыном. Во время литии они вышли и достигли так называемого Милия [место в Константинополе], со святыми иконами, божественным и честным древом Креста, священным и Божественным Евангелием, взывая: «Господи, помилуй». И так вернувшись снова в церковь, они совершили Божественную Литургию».

С той поры в Церкви утвердился обычай ежегодно совершать в первое воскресенье Великого поста торжественную процессию с иконами и читать в этот день Синодик Православия – продолжительное перечисление различных учений, искажающих суть православной веры, с анафематствованием каждого из них, а также торжественные поминовение усопших благочестивых поборников Православия – императоров и патриархов, и многолетствование всех здравствующих православных, во главе с царями и Патриархами. Синодик Православия (имевший долгую историю, о которой см. в книге: Никольский К., прот. Анафематствование (отлучение от Церкви), совершаемое в первую неделю Великого поста: Историческое исследование о Чине Православия. – СПб., 1879; комментированный византийский текст Синодика см. в книгах: Успенский Ф.И. Синодик в Неделю Православия: Сводный текст с приложениями. — Одесса, 1893. — и Le Synodikon de l’Orthodoxie: Édition et Commentaire / J. Gouillard, ed. – P., 1967 (Travaux et Mémoires; 2)),- в его современной редакции, и сейчас читается в храме за богослужением первой недели Великого поста в составе Молебного пения Торжества Православия, которое начинается с торжественного изнесения духовенством святых икон из алтаря и заканчивается их целованием.

Но память Торжества Православия – не единственная память первой недели Великого поста. Еще до самого события Торжества Православия за этой неделей была закреплена память Всех святых пророков. И хотя в современном Типиконе (в отличие от древних Уставов) в названии первой недели поста память святых пророков не обозначена, песнопения и чтения этой памяти доныне сохраняются в богослужебных книгах. Так, в современной Постной Триоди памяти Торжеству Православия посвящены: тропарь, кондак, канон, ряд стихир, седальны и эксапостиларии, тогда как памяти Всех святых пророков посвящены: икос, канон (когда-то канон свв. пророкам пелся за утреней, а сейчас указан на повечерии вечером в первую неделю Великого поста), ряд стихир (в том числе, первые две стихиры на «Господи, воззвах», славники на «Господи, воззвах» и на хвалитех), седален и, главное, – литургийные чтения. Моисей и Аарон и все святые пророки прославляются как в литургийных прокимне и аллилуиарии первой Недели Великого поста, так и в Апостоле (Евр 11. 24-26, 32 – 12. 2) и Евангелии (Ин 1. 43-51). В частности, в Евангелии повествуется о встрече Господа Иисуса Христа с Филиппом и Нафанаилом и вспоминаются следущие слова, сказанные Филиппом Нафанаилу: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в Законе и пророки – Иисуса, сына Иосифова, из Назарета».

Соединение вместе памятей Всех святых пророков и Торжества Православия не случайно – оно напоминает нам об истинности православной христианской веры, в которой исполняются все ветхозаветные пророчества, и которую не смогли одолеть ни древние ереси, ни тяжелые гонения, –как и восклицает Святая Церковь в Молебном пении Торжества Православия: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди!»

Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2
Пречи́стому о́бразу Твоему́ покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же,/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест,/ да изба́виши, я́же созда́л еси́, от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:// ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш, прише́дый спасти́ мир.

Кондак Недели Торжества Православия, глас 2
Неопи́санное Сло́во о́тчее,/ из Тебе́, Богоро́дице, описа́ся воплоща́емь,/ и оскве́рншийся о́браз в дре́внее вообрази́в,/ Бо́жественною добро́тою смеси́,/ но испове́дающе спасе́ние,// де́лом и сло́вом сие́ вообража́ем.

По материалам открытых источников

STSL.Ru

Фотоальбом: https://vk.com/soborgelendzik?z=album-97700237_260527356