13 сентября 2020 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, день перенесения мощей блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев (1992) (переходящее празднование в воскресенье перед 6 сентября по старому стилю), в соборе были совершены богослужения воскресного дня, за которыми молитвенно воспоминалось событие Положения честно́го пояса Пресвятой Богородицы во Влахернском храме города Константинополя (395–408).

Раннюю Литургию возглавил иерей Евгений Намацелюк,

позднюю -иерей Александр Мараховец.



В этот день за Литургией в православных храмах прозвучала евангельская притча о званых на брачный пир (Мф. 22:1–14), в которой образно и глубоко отражается состояние души человека через его отношение к Богу и к своей вечной участи. В притче некий «человек царь» «сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир» (Мф. 22:2–3). Но званые не захотели прийти. И на повторный призыв царя последовал еще более дерзкий отказ: получившие приглашение, «пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их» (Мф. 22:5–6).

Царем в притче прикровенно именуется Бог, а брачным пиром называется Царство Небесное – Отчий дом человека, Царство праведности, мира и радости, о котором святой апостол Павел засвидетельствовал: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). И по сей день продолжает звучать Божий призыв к каждому Его чаду на пир Горнего Царства – проповедью Сына Божия в Святом Евангелии, гласом совести в душе человека, и самыми различными обстоятельствами его жизни.

Но что же это за люди, так дерзко ответившие отказом на любовь Божию? Не те ли это, в чьих сердцах интересы временной жизни и увлечения мира сего полностью затмили память о Боге и высоком достоинстве своего избрания? Это призванные Самим Богом в Царство Его, но не отозвавшиеся посильным подвигом жизни на великое милосердие Создателя. И потому так трагично завершает Спаситель мира Свою притчу: «Ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 22:14).

В текущем году Неделя 14-я по Пятидесятнице совпадает с событием Положения честно́го пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме. Изначально эту великую христианскую святыню Сама Богоматерь вручила святому апостолу Фоме. После же Ее Успения пояс хранился у благочестивых христиан в городе Иерусалиме. В годы правления императора Аркадия (395–408) святыня была благоговейно помещена во Влахернском храме Константинополя, где и находилась на протяжении долгого времени.


Спустя несколько столетий, уже во время царствования императора Льва Мудрого (886–911), от пояса получила исцеление его супруга – императрица Зоя. После возложения на главу правительницы христианской святыни недуг оставил ее, и она стала совершенно здорова. В память о произошедшем чуде и о двукратном положении пояса Божией Матери в ковчег Церковью было установлено празднование в честь Положения честно́го пояса Пресвятой Богородицы.

Фотоальбом