19 февраля 2023 года православная молодежь #ВерностьГеленджик вместе с помощником благочинного по работе с молодежью иереем Антонием Пульновым после Божественной литургии и Евангельской группы отправились в небольшой поход в окрестностях Геленджика. На этот раз мы прошлись по старой забытой дороге Новороссийск — Сухум!
Историческая справка с просторов интернета:
В 1891 году Россию поразило страшное стихийное бедствие – засуха, охватившая
многие хлебопроизводящие губернии. Тысячи крестьян умирали от голода. Сотни тысяч
голодающих крестьян устремились на окраины Российской империи в поисках работы и хлеба. Правительством были разработаны экстренные меры и профинансированы экономически значимые проекты с целью создания рабочих мест для голодающих.
Было начато строительство великого Транссибирского железнодорожного пути, а на
побережье Черного моря было решено проложить Новороссийско – Сухумское шоссе.
Девяносто тысяч голодающих крестьян принимало участие в строительстве
шоссе вдоль берега моря. Тяжело доставался им кусок хлеба, непомерно тяжелым был
труд. Лом, кирка, лопата были самыми совершенными «машинами» в руках строителей, других механизмов они не знали. Этими примитивными инструментами приходилось прорубать карниз дороги в горных породах, в воздухе носилось великое множество комаров, заражая людей малярией (каждый третий из строителей болел этой болезнью).
За свой нечеловеческий труд – от зари до зари, рядовой строитель получал по восемь
копеек в день, которых ему хватало только на полтора фунта ржаного хлеба, на кварту
кваса и пару луковиц – это был его дневной рацион.
Полуголодное существование, полное отсутствие техники безопасности,
медицинской помощи привели к тому, что, по официальной статистике, погибли 18
тысяч человек и были похоронены по обочинам этой дороги. Не случайно официальное название «Новороссийско – Сухумское шоссе» было тогда заменено у народа скорбным названием «Голодное шоссе».
Дорога была закончена в 1895 году, но мосты сделаны только к 1900 году. С этого времени шоссе и было сдано в эксплуатацию. Автомобильная магистраль не всегда была
такой благоустроенной, какой мы ее видим сейчас. Просто вырубленное в скалах шоссе
не имело никакого покрытия, огромные вымоины служили серьезным препятствием для единственного в то время гужевого транспорта. Только в 1924 году оно было покрыто щебенкой, в конце тридцатых годов местами покрыто асфальтом, в пятидесятые – шестидесятые годы двадцатого столетия значительно расширено.
Великий русский поэт Н.А. Некрасов в стихотворении «Железная дорога» говорит:
«…Братья, вы наши труды пожинаете,
Нам же в земле истлевать суждено,
Все ли нас, бедных, добром поминаете?
Или забыли давно?»
Строительство шоссейной дороги буквально вдохнуло жизнь в побережье.
Вдоль дороги стали формироваться населенные пункты, трактиры для проезжающих, предприятия местной промышленности, а по состоянию на 1913 год насчитывалось 150 больших и малых дачных поместий, вокруг которых селились переселенцы, что доказало важное значение дороги в экономике Черноморского побережья Кавказа.
Сначала дорога проходит вдоль речки Мезыбь по её правому берегу, вверх до самого истока. Далее дорога перекрыта селем. Его можно обойти по левой стороне ручья. Вернувшись на дорогу за селем, можно обнаружить остатки последнего моста перед перевалом. Далее дорога уходит вправо на серпантин до самого Михайловского перевала. Собственно от дороги здесь остались только несколько коротких ровных поворотных участков в виде террас. И подпорные стены с монументальной кладкой из качественной обтёсаного песчаника.
Эти остатки дороги выводят нас к перевалу и современной трассе М4″Дон», где открывается вид на ущелье реки Мезыбь. Здесь расположен памятник «Подвигу Таманской армии».
Каждую субботу в 19.00 проходят молодежные встречи. Если тебе от 16 до 35 лет, мы ждем тебя по адресу: Геленджик, ул. Первомайская, 4а.
#ПравославнаяМолодежь #новороссийскаяепархия #синодм
ФОТОАЛЬБОМ