20 января 2020 года, Седмица 32-я по Пятидесятнице. Попразднство Богоявления. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Иерей Сергий Гусев совершил Божественную литургию в кафедральном Свято-Вознесенском соборе города Геленджика.
АПОСТОЛ
Иак., 52 зач., II, 1-13.
1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, 3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих,- 4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого,- хорошо делаете.
9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.
12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 23-32
И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: || как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.
28 И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою.
29 Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия,
30 и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.
31 Многие же будут первые последними, и последние первыми.
32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе.
Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:
Толкование
В начале 16 века на Руси в церковной среде появились разногласия. Одним из пунктов, по которым шли споры, был вопрос имущества. Имеет ли право Церковь владеть собственностью? Выделилось две партии. Лидером первой считается прп. Нил Сорский. Он говорил о том, что необходимо отказываться от какого-либо имущества и передавать его в государственную казну. Лидером второй партии стал прп. Иосиф Волоцкий. По его словам, монастыри должны были владеть землей и имуществом. Прп. Нил делал акцент на том, что путь в Царство Божие — это путь преображения самого себя через борьбу со страстями и отказ от мира. Прп. Иосиф настаивал, что путь в Царство Божие — путь служения ближним. А для того, чтобы заниматься благотворительностью, социальным служением, миссией, Церковь должна иметь ресурс. Примечательно то, что Церковь канонизировала, то есть признала святыми обоих. А, следовательно, высказалась о том, что для христианской жизни приемлемы оба пути. Более того, часто эти пути пересекаются и взаимно дополняют друг друга. Именно об этом мы слышим в только что прозвучавшем отрывке.
На первый взгляд, может показаться, что Христос призывает Своих учеников отказываться от богатства. Однако, в этом случае мы упускаем несколько важных моментов. После того, как ученики пришли в недоумение от слов Спасителя, что «трудно имеющим богатство войти в Царство Божие», Господь делает существенное пояснение. «Трудно надеющимся на богатство войти в Царство Божие». Это принципиально важный момент. Войти в Царство Божие трудно не богатому, а тому, для кого богатство стало божком, идолом, а его накопление смыслом существования.
Более того, из второй части отрывка мы узнаем, что искренние служители Христа, то есть те, кто ради Него отказался от всего, в каком-то смысле всегда будут окружены богатством. И речь идет не только о духовных дарованиях, которые восполнят и покроют их житейские потери. Речь идет и о вполне материальных благах. Всегда найдутся люди, которые будут готовы поддержать бескорыстное служение апостолов материально. И примеры мы знаем из самого Нового Завета. Не раз оно говорит, что Христу и апостолам своим имением служили состоятельные верующие.
Поэтому христианская Церковь никогда не призывала бороться с богатством и роскошью самими по себе. Она всего лишь предупреждала, что у человека состоятельного всегда больше риск пренебречь Богом, чем у того, кто живет скромно. Здесь всегда есть опасность забыться на празднике этой жизни. Однако, и с другой стороны, скромность в быту, даже бедность, не исключают духовного безразличия. Ведь порой, как не странно, именно неимущий все свои надежды на лучшую жизнь связывает с повышением дохода. Для христианина же богатство, достаток, — всего лишь один из инструментов на пути достижения главной цели. Главная же цель — исполнение евангельской заповеди о любви к ближним и спасение собственной души для вечности с Богом.