ПРОИСХОЖДЕНИЕ (ИЗНЕСЕНИЕ) ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

0
164

14 августа Православная Церковь совершает празднование Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Празднество Всемилостивому и Пресвятой Богородице (1164), Семи мучеников Маккавеев.

Накануне вечером благочинный Свято-Вознесенского собора города Геленджика иерей Антоний Пульнов совершил славословное вечернее богослужение с выносом Честного Креста Господня. В конце утрени под пение «Святый Боже» иерей Антоний Пульнов изнес из алтаря Крест, осенил им народ, а затем возложил в центре храма для поклонения верующих.

В сам день праздника в кафедральном Свято-Вознесенском соборе благочинный Свято-Вознесенского собора города Геленджика иерей Антоний Пульнов совершил.

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение праздника Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».

По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 14 августа совершается до или после Литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: «Спас на воде», «мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение нового сбора меда.

Фотоальбом

Предыдущая статьяВ 9-Ю НЕДЕЛЮ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Следующая статьяНЕДЕЛЯ 10-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ