27 сентября Православная Церковь встречает праздник Воздви́жения Честно́го и Животворящего Креста Господня, молитвенно взывая к своим верным чадам: «Прииди́те, боголюби́вии вси, Крест честны́й возноси́мый ви́дяще, возвели́чим ку́пно и славу дадим Единому Изба́вителю и Богу…» [1]. В кафедральном Свято-Вознесенском соборе города Геленджика были совершены торжественные богослужения с чином воздвижения Креста на всенощном бдении. Поклониться Животворящему Древу Христову собрались прихожане и гости города-курорта.
Раннюю Литургию возглавил иерей Александр Мараховец,
позднюю Божественную литургию совершил епископ Новороссийский и Геленджикский Феогност.
Ему сослужили благочинный Свято-Вознесенского собора города Геленджика иерей Антоний Пульнов,
протоиерей Владимир Сазонов,
протоиерей Виталий Ковалев,
протодиакон Евгений Габов, и
диакон Александр Лысенко.
«Слово о кресте, – благовествует первоверховный апостол Павел, – для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1:18). Страшное орудие казни – Крестное Древо, приняв на себя подвигоположника Господа нашего Иисуса Христа и освятившись Его страданиями за род человеческий, преобразилось в орудие спасения людей, проложив им путь в Царствие Небесное.
Многообразно воспевая в молитвах великую спасительную силу Креста Господня, Святая Церковь воздает ему особое почтение в чине воздвижения на утрене праздника, который совершается единожды в год. Крест, пребывающий с начала всенощного бдения на престоле, во время великого славословия торжественно износится из алтаря в храм, где под многократно повторяющееся прошение «Господи, помилуй» воздвигается на все четыре стороны света. Завершается чин поклонением Крестному Древу и помазанием молящихся святым елеем.
Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня относится к числу двунадесятых праздников Православной Церкви. Это первый Господский праздник в наступившем церковном году. В воспоминание Крестных страданий Сына Божия Святая Церковь установила в этот день строгий пост, чтобы всякий верующий во Христа через свой малый подвиг смог стать причастником спасительного подвига Искупившего нас Господа.
Поклоняясь Честно́му Древу Господню, христианин укрепляется в несении личного жизненного креста, который у каждого человека свой. Он слагается из внешних обстоятельств жизни, нередко скорбных, которые «благоугодно Божественному Промыслу попустить нам в очищение наших согрешений» [2], и из внутренних, невидимых миру усилий подвижника, совершаемых им ради исполнения евангельских заповедей. Поскольку истинное поклонение Богу только то, которое выражается само́й жизнью человека.
[1] Стихира на малой вечерне, глас 1-й.
[2] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь. Поучение в третью Неделю Великого поста. О крестоношении.