ПОСЛЕДОВАНИЕ ЧАСОВ ВЕЛИКОГО ПЯТКА

0
163

В пятницу Страстной седмицы во всей Православной Церкви читаются Евангелия, посвященные страданиям Господа Иисуса Христа, которые Он добровольно претерпел ради нашего спасения. В саму Великую Пятницу согласно богослужебному Уставу Православной Церкви не совершается Божественная Литургия, а на царских часах читаются паремии, апостольские и евангельские зачала, посвященные прообразам или событиям страданий и погребения Спасителя.

Часы – это краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы.

Трижды в год, накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники (6 и 18 января), а также в Великую Пятницу, совершаются особенные чинопоследования часов, которые в богослужебных книгах называются Великими, а в народе – Царскими.

Царскими они называются потому, что в константинопольской церкви на них присутствовали императоры со всем двором, а в России на них всегда присутствовали и русские цари. Во время этих часов возглашались многолетия царям.

От обыкновенных часов Царские отличаются чтением некоторых особых псалмов взамен обычных. Основное содержание Царских часов – это пение псалмов, тропарей, кондаков, которые рассказывают или пророчествуют о евангельских событиях.

Чин Царских часов составлен св. Кириллом Александрийским (IV в., Египет); Софроний, патриарх Иерусалимский, написал для них некоторые песнопения. В Великую пятницу Царские часы совершаются по чину св. Кирилла Александрийского.

Царские часы, составленные Кириллом Александрийским, состоят из иных псалмов, нежели обычные часы: в первый час читаются 5, 2, 21 псалмы; в третий час – 34, 108, 50; в шестой час – 53, 139, 90; в девятый час – 68, 69, 85.

Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паремия отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.

На первом часе читается вся первая глава Евангелия от Матфея (Мф 1:18–25), включающая родословие Христа и рассказ о его Рождестве в Вифлееме.

На третьем часе читается Евангелие от Луки (Лк 2:1–20) о рождении Иисуса Христа в яслях, о пещере, пастухах и ангелах.

На шестом часе – Евангелие от Матфея (Мф 2:1–12); на утрене читается рассказ евангелиста Матфея о рождении Спасителя, и на литургии – его же рассказ о поклонении волхвов.

На девятом часе читается Евангелие от Матфея (Мф 2:13–23) – рассказ об Иосифе Обручнике, об убиении невинных младенцев, о бегстве а Египет.

Царские часы совершаются при открытых Царских вратах. Посреди храма на аналое лежит раскрытое Евангелие. Священник начинает каждение храма и прихожан, и этим вспоминаются ливан (ладан) и смирна, принесенные восточными волхвами новорожденному Христу.

https://ria.ru/20100106/202480425.html

Фотоальбом

Предыдущая статьяУТРЕНЯ ВЕЛИКОГО ПЯТКА
Следующая статьяВЕЧЕРНЯ С ВЫНОСОМ ПЛАЩАНИЦЫ И ЧИН ПОГРЕБЕНИЯ ПЛАЩАНИЦЫ