1 ноября, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, в кафедральном Свято-Вознесенском соборе Геленджика прошли богослужения воскресного дня. Прихожане приобщились Тела и Крови Христовой в таинстве Евхаристии. В этот день было совершено две Литургии:
раннюю Литургию возглавил иерей Александр Мараховец,
позднюю — благочинный собора иерей Антоний Пульнов, ему сослужил дьякон Спиридон Лазурченко.
В поучение и назидание вниманию богомольцев было предложено душеполезное чтение из Священного Писания, слушая которое, чада Церкви получили благое наставление, побуждающее к усердной духовной работе и радению о своем спасении.
В этот день во время Божественной литургии верующие приглашались к молитвенному размышлению над прозвучавшим евангельским повествованием, которым стала притча о сеятеле (Лк. 8:5–15). Притча – краткий назидательный рассказ, выражающий духовные истины в образной форме. Такими рассказами, основанными на примерах из повседневной жизни человека, Господь неоднократно привлекал мысленный взор слушающего Его народа и учеников к истинам веры.
«Вышел сеятель сеять семя свое». Под сеятелем здесь Спаситель подразумевает Себя Самого, под семенем – Слово Божие, а под почвой, на которую падает семя, – сердца слушающих. «И когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный» (Лк. 8:5–8).
Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 5-15
05
вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
06
а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
07
а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
08
а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
09
Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
10
Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
11
Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
12
а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
13
а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
14
а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
15
а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Человек, имеющий омраченный грехом ум и огрубевшее от страстей сердце, становится неспособным принять Слово Божие. Поэтому услышанное, по образному выражению архиепископа Аве́ркия (Та́ушева), ложится на поверхности ума и сердца, не укоренившись вглубь. Подобно тому как упавшее при дороге семя становится незащищенным от всех путников, так и спасительная истина в сердце такого человека делается доступной влиянию врага рода человеческого, который и похищает ее.
Образ каменистой почвы подразумевает тех людей, которые подчас с непритворной искренностью принимают проповедь Евангелия в свое открытое сердце. Однако они не находят сил изменить привычный образ жизни и отказаться от греховных привычек, как этого требует евангельское учение. Сердце таких людей подобно холодному и твердому грунту, который принимает семя, но неспособен произрастить прекрасный плод.
Посеянное на тернистой почве указывает на человека, который чрезмерно заботится о житейском. Его стремление к достижению материального благополучия заглушает даже некогда прижившееся и расцветшее семя Божественного учения. Тогда как добрая земля – это люди с чистыми сердцами, которые, по слову владыки Аверкия, «услышав Слово Божие, твердо решились сделать его руководством всей своей жизни и творить плоды добродетели».
Таким образом, сегодняшнее евангельское зачало призывает православных христиан удобрять и очищать от сора почву своего сердца. Ее делают пригодной для посева освящающего Слова Божия молитва, покаяние и участие в церковных таинствах. Они же способны обильно возрастить и спасительные плоды духа.