23 марта 2020 года, секретарь Епархиального управления протоиерей Александр Абрашкин, совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном Свято-Вознесенском соборе города Геленджика.
Ему сослужили благочинный собора иерей Антоний Пульнов, протоиерей Михаил Смирнов, иерей Сергий Гусев, протодиакон Евгений Габов и диакон Дионисий Грошев.
Литургия Преждеосвященных Даров отличается от обыкновенной (Василия Великого и Иоанна Златоустого) литургии тем, что она совершается вместе с вечернею и есть сокращение полной литургии. Она называется литургией Преждеосвященных Даров, потому что на ней причащаются Св. Дарами (Телом и Кровью Христовыми) прежде уже освященными, вкушают Агнца прежде приготовленного, прежде освященного и напоенного Кровью Христовой. Агнцем называется вырезанная из просфоры четвероугольная часть для Св. Причащения. Она называется Агнцем, потому что изображает собою страждущего Иисуса Христа, подобно тому как в ветхом завете изображал его Агнец Пасхальный, которого евреи, по повелению Божию, закалали и ели в память избавления от рабства в Египте. Этот Агнец приготовляется и освящается на предшествующей – полной литургии, оттого-то эта литургия и называется «преждеосвященной».
Агнцев обыкновенно приготовляется столько, сколько предполагается служить литургий на будущей неделе. Они приготовляются для преждеосвященной литургии при совершении проскомидии на литургии Св. Василия Великого и Иоанна Златоустого, в то самое время, когда приготовляется Агнец, назначаемый для совершающейся полной литургии. Проскомидией называется та часть литургии, во время которой приготовляются Дары, приносимые в жертву Богу. Слово «Проскомидия» значит «принесение», или «дар». Она так называется потому, что в древнее время христиане в это время обыкновенно приносили в церковь хлеб и вино для совершения Таинства, а также и для того, чтобы подать милостыню бедным и несчастным. Поэтому и самый хлеб, который приносится для совершения Таинства, называется «просфорой», что значит «приношение». Агнец для Преждеосвященной литургии приготовляется точно таким же образом, как приготовляется и первый Агнец для совершающейся полной литургии. Так, священник берет в левую руку просфору, а в правую копье и, перекрестивши три раза копьем печать просфоры, на которой изображается крест с такими словами: «Iс. Хс. Нi–ка» – Иисус Христос Ника, т.е., Иисус Христос побеждает грех, смерть и диавола, – произносит следующие слова: в воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа, и тотчас же начинает вырезать средину просфоры, на которой изображен крест; водружая копие в правую сторону печати, говорит: яко овча на заколение ведеся; при водружении в левую, произносит: и яко агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст своих; надрезывая дальнюю от себя сторону, говорит: во смирении его суд его взятся; надрезывая ближнюю, говорит: род же его кто исповесть. Затем священник, водрузив копие в боковую сторону просфоры, для того, чтобы вынуть часть просфоры, или Агнец, говорит: яко вземлется от земли живот его. Потом, поставив вынутый Агнец печатью вниз, на особом серебряном блюдце, которое называется дискосом, и крестовидно надрезывая, говорит: жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение. Обративши Агнец кверху печатью, прободает копием в правую его сторону, говоря: един от воин копием ребра его прободе, и абие изыде кровь и вода; и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его. Приготовивши таким образом этот Агнец, священник начинает приготовлять другой Агнец для другой Преждеосвященной литургии, а после того, как приготовит и этот Агнец, продолжает совершать проскомидию по обыкновенному порядку. Эти Агнцы, по молитвам священника и всех православных христиан, находящихся в храме Божием, силою Св. Духа претворяются на литургии в нетленное и пречистое Тело Христово.
Прежде причащения, во время пения причастна, священник раздробляет Св. Агнец на четыре части. Когда одну часть его вложит во Св. чашу и вольет теплоту, тогда берет левою рукою Св. Агнец, назначенный для литургии Преждеосвященных Даров, а правою рукою берет ложечку (лжицу) и, омочив ее в пречистой Крови Христовой в чаше, крестообразно прикасается ею Св. Агнца с мягкой, крестообразно надрезанной стороны. Точно таким же образом напояется Пречистою Кровию и другой Св. Агнец. Напоенный таким образом Пречистою Кровию Христовою Св. Агнец с величайшим благоговением полагается священником в ковчежец, находящийся в Св. дарохранительнице, которая стоит на престоле, и сохраняется до того времени, когда должна совершаться литургия Преждеосвященных Даров.
После заамвонной молитвы было совершено славление перед иконой священномученика Димитрия пресвитера Геленджикского.