В двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в кафедральном Свято-Вознесенском соборе Геленджика были совершены торжественные богослужения.
Накануне вечером всенощное бдение и в сам праздничный день две Божественные Литургии.
21 сентября чада Православной Церкви воспоминают событие, положившее начало Новому Завету, – Рождество Девы, от Которой, согласно Божественному Домостроительству, должен был произойти Избавитель мира. Прославляя появление на свет «Честнейшей херувим», чтобы в молитвах и пениях почтить Рождество «Новой Евы».
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы стоит первым в ряду двунадесятых праздников церковного года. Такое расположение этого дня в годичном богослужебном круге не случайно – здесь глубокий символизм и важная истина христианского богословия. Подобно тому как осуществленное Господом дело нашего спасения началось с рождения Пречистой Матери Христа, так и литургический год, который является не чем иным, как воспоминанием совершившейся истории человеческого Искупления, открывается празднованием этого события.
Хотя Рождество Пречистой Девы не описывается ни у одного евангелиста, Священное Предание бережно хранит память о чудесном появлении на свет «Одушевленной Божией Скинии». Согласно Преданию, Богоотроковица родилась в семье благочестивых супругов Иоакима и Анны, которые были уже в преклонных летах, в ответ на их горячую молитву о даровании ребенка. В межзаветный период, когда каждый израильтянин жил надеждой, что именно от него произойдет обещанный Искупитель, бесплодие считалось наказанием за порочную жизнь. Праведные родители Пресвятой Богородицы неоднократно подвергались насмешкам и поношениям. Однако, возвышающий кротких и смиряющий надменных Господь явил Свое чудо, и по молитвам боголюбивых супругов в их семье родилась Дочь, Которую они обещали посвятить Богу.
Праздник Рождества Небесной Владычицы служит особым напоминанием о превосходящем всякие преграды милосердии Христовом. Размышляя о ставшем началом нашего спасения рождении, святитель Григорий Палама восклицает: «Сегодня открылись новый Мир и чудесный Рай, в Котором воплотился и от Которого родился Новый Адам ради воссоединения древнего и обновления всего мира… Сегодня приготовлена на земле поразительная Книга, не начертания слов, но могущая носить Самое Живущее Слово; и слово не в воздухе носящееся, но Небесное; не обреченное на исчезновение, но внемлющих Ему похищающее от гибели; не от движения человеческого языка, но от Бога Отца превечно рождающееся. Сегодня видима бывает Одушевленная и Нерукотворная Божия Скиния и Словесный и Духовный Кивот воистину нам посланнаго с небес Хлеба Жизни». Указывая на духовную высоту воспоминаемого события, святитель призывает нас к непрестанному памятованию о Божественной любви и постоянному молитвенному обращению ко Пресвятой Богородице, Которая, став Матерью Богочеловека Христа, усыновила Себе все человечество.