Очень радостно, что на праздник Крещения в церковь приходит много людей. Такое еще бывает разве что на Пасху и в Вербное воскресенье. В другие праздничные и воскресные дни людей значительно меньше. Может, это потому, что большинство не знает, для чего нужно идти в церковь, а те, кто ходят, не умеют этого правильно объяснить другим.
Праздник Богоявления лучше всего объясняет сущность нашей веры.
Когда Господь крестился в реке Иордан от Иоанна, то в этот момент на Него сошел Дух Святой в виде голубя и с неба раздался голос: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1: 9–11). Так в Новом Завете впервые были явлены три Лица Святой Троицы – Отец, Сын и Дух Святой. Именно в честь Святой Троицы мы, дорогие братья и сестры, приняли в детстве святое Крещение.
Единство трех Ипостасей в единой Сущности, по мнению святых отцов, указывает на одну из главных целей христианской жизни – единение с Богом и другими людьми в благодатной любви.
Есть ли такое единение в любви между нами? Очень мало сейчас счастливых семей, в которых полная гармония между мужчиной и женщиной, родителями и детьми. Еще больше раздора и ненависти в обществе. Как же достичь единения по образу Святой Троицы?
Больше всего нас разделяют грехи, а потому путь к единению лежит через покаяние, к которому призывает Сам Господь и призывал перед Крещением святой пророк Иоанн: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2; 4:17).
Святой Иоанн Златоуст называет пять путей покаяния: первый – осуждение своих грехов, второй – прощение грехов ближних, третий состоит в молитве, четвертый – в милостыни, пятый – в смиренномудрии (разумной покорности). Он призывает не оставаться в лени, а ежедневно проходить всеми этими путями, потому что и они удобны, и ты не можешь оправдать себя бедностью. Действительно, даже если ты живешь беднее всех, все равно можешь и покорить свой гнев, и смириться, и помолиться усердно, и осудить собственные грехи – словом, бедность ни в чем не служит препятствием. Даже на том пути покаяния, где нужно тратить деньги (имеется в виду милостыня) – и там бедность вовсе не препятствует нам исполнить заповедь, как это показала вдова, положившая две лепты (см. Мк. 12:42).
Лучшее место для покаяния – это храм Божий. Здесь через нелицемерную Исповедь, участие в Таинстве Евхаристии, у нас всех есть возможность соединиться с Самим Христом и стать на путь вечной жизни.
Кто пренебрегает молитвой и не приступает к Исповеди и Причастию или уклоняется в раскол или секту, становится духовно мертвым, потому что каждый грех, который мы осуществляем делом, словом или мыслью, сначала нас парализует, то есть отбирает силу делать настоящее добро, а со временем убивает, и тогда мы не только не способны на добрые дела, но и заражаем своим трупным ядом окружающих, то есть становимся распространителями зла.
Почему призыв Христа и Его Церкви к покаянию многие люди не слышат или даже воспринимают агрессивно?
Большинство хочет оправдаться большой занятостью. Некоторые считают себя самодостаточными и не желают никому кланяться. Другие из-за своей постоянной лжи и обмана боятся пробудить в себе совесть, муки которой очень болезненны. Многие из всех этих людей уклоняются к раскольникам или сектантам, лишь имитирующим Церковь и церковную жизнь, но не имеющим силы Божией, потому что потеряли ее тогда, когда из-за своей гордыни отпали от истинной Церкви.
Отпадают от Церкви и воюют с Ней также те, кто никогда не испытывал удовольствия от благодати Божией. Есть, правда, и такие, которые ранее ее чувствовали, но из-за частых компромиссов с совестью относительно раскаяния в своих грехах, потеряли вкус наслаждения ею. Теперь они думают, что благодать в патриотизме, национализме, борьбе за человеческое достоинство. Бедные не понимают, что все перечисленное имеет относительное значение и полностью утрачивает свою цену, когда мы встречаемся со Христом. При свете Христовой любви все национальные границы стираются, а патриотизм и настоящая человеческое достоинство приобретаются только тогда, когда человек не воюет за свои права и свободы, а по-настоящему смиряется. Но, к сожалению, это могут принять единицы. Для большинства приемлема агрессивная революционная борьба за правду. Жаль, что они не помнят, к чему она привела 100 лет назад.
И все же, как бы эти люди ни уклонялись от Истины, с какой бы ненавистью к нам ни относились, мы должны учиться их любить и искренне о них молиться, как Христос о Своих распинателях, чтобы и они стали на путь спасения. Им крайне трудно к нам обратиться, потому что они потеряли истинное чувство благодати Божией, а мы можем их любить. Помните, что только силой благодати и наших добрых дел может произойти их обращение к Церкви Божией и единение всех по образу Святой Троицы. Аминь!
Слово духовника Киевских духовных школ архимандрита Маркелла (Павука).