19 августа Православная Церковь воспоминает евангельское событие Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Значение этого события настолько велико – как для ближайших учеников Господних, так и для всех последующих поколений христиан – что Церковь отмечает его память двунадесятым праздником. В этот день в кафедральном Свято-Вознесенском соборе были совершены торжественные богослужения – всенощное бдение с литией

и две Божественные литургии.

раннюю Литургию возглавил иерей Александр Мараховец,

позднюю — благочинный Свято-Вознесенского собора города Геленджика иерей Антоний Пульнов.

На поздней Литургией в соборе молилмя епископ Виктор (Пьянков).

О славном Преображении Господа нашего Иисуса Христа повествуется в трех Евангелиях – от Матфея (Мф. 17:1–13), Марка (Мк. 9:1–9) и Луки (Лк. 9:28–36). Известно, что оно произошло незадолго до Крестных страданий Спасителя, и должно было укрепить веру Его учеников перед грядущими испытаниями [2]. Евангелисты умалчивают о точном месте совершения чуда, но церковное предание указывает на гору Фавор, стоящую недалеко от города Назарета. Устремившись к ее вершине, Господь взял с Собой трех Своих избранных учеников – апостолов Петра, Иакова и Иоанна, которые и стали свидетелями великого чуда Преображения Христова: «И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2).

Рядом с преобразившимся Спасителем стояли в небесной славе два ветхозаветных мужа – законодатель Моисей и ревностнейший из пророков Илия – и беседовали со Христом о Его грядущих страданиях в Иерусалиме. В лице двух ветхозаветных праведников «показываются закон и пророки, которые непрестанно повторяющимися пророчествами провозвестили как страдание Господа, так и воскресение Его», – поясняет блаженный Иероним Стридонский.

Апостол Петр, исполненный духовной радости от увиденного, в простоте сердца воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи [3]: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17:4). И внезапно «облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Пораженные видением, ученики в ужасе пали на землю, но Господь, подойдя к ним, сказал: «Встаньте и не бойтесь» (Мф. 17:7). Поднявшись с земли, апостолы не увидели вокруг себя никого, кроме их Учителя.

Совершившееся на Фаворской горе чудо Преображения Господня раскрывает перед человеком единственный смысл и высочайшую цель его земного бытия – обо́жение всего естества человека через стяжание им благодати Святого Духа.

Однако путь, ведущий к этой цели, прокладывается послушанием Христу через понуждение себя к исполнению святых заповедей, данных Им в Евангелии. «Его слушайте» (Мф. 17:5), – указал Бог Отец на Своего возлюбленного Сына, словно говоря этим: «Хотите достигнуть до этого? Слушайте же, что Он будет внушать и заповедывать вам. И если пойдете путем Его, то несомненно вступите в область света», «станете на земле небесными, из земнородных – богородными, из бренных – вечноблаженными. Тогда все будет ваше, потому что вы сами станете Христовыми (1 Кор. 3:22–23). Любящий Христа Господа возлюблен бывает Отцом Небесным, и Оба к нему приходят и обитель у него творят (Ин. 14:21–23). Вот и свет Преображения!» (свт. Феофан Затворник).

В этот день, по сложившейся церковной традиции, верующие приносят в храм плоды нового урожая. Посвящать Богу начатки земных плодов предписывал израильтянам строгий закон Ветхого Завета; сейчас же мы не имеем такой заповеди, но чувство сыновней любви и благодарности Творцу не позволяет чадам Церкви вкушать дары земли без благословения. Прихожане Лавры, во множестве пришедшие на праздник, исполнили послушание и вернулись в свои дома с освященными свежими фруктами и овощами.

Фотоальбом